Луну текущего цикла (в этом году: 19 мая — 17 июня), чаще всего, называют Клубничной, в ассоциации с первым сбором урожая. Ну а если копнуть глубже, мы обнаружим более широкий диапазон символов, которыми хочу поделиться сегодня.
Визуализировали образы последней Вешней Луны вместе с Валерией
Мёд, пчела
В иллюстрацию выше нарочно решили клубнику (Strawberry Moon) не включать, потому как её итак хватает на информационных просторах. При этом клубничная символика вполне гармонично дополняет сладкий образ мёда: к концу мая начинается сбор нектара. И всё это — первый урожай с приходом весны.
Honey Moon — Луна Мёда, и одновременно Медовый Месяц. Мёд отсылает нас к сладости продолжения Священного союза, тематику которого открыл предыдущий Лунный цикл (соединение Неба и Земли, мужского и женского). Первая весенняя гроза у нас уже отгремела 22 мая, встречала её с трепетом. Теперь лики вешних богов сменяются: в этой Луне юная пара Леля и Ярило уступают место «зрелому» поколению — Ладе и Сварогу. Молодые влюбленные превращаются в мужа и жену, их союз достигает кульминации, выражается в продолжении рода.
Июньская Луна символизирует брак, и мёд служит приношением к свадьбе. В некоторых странах, чтобы пожелать молодоженам счастья и разжечь желание, обручальные кольца окунались в мёд, вкус которого услаждает чувства. В скандинавской мифологии июньская Луна связывается с Фреей — Богиней-Матерью, которая дарит людям ощущение наслаждения. Таким образом, этот лунный цикл связан с моментом физического экстаза, сильных эмоций, танца души и тела.
Энергия метаморфоз — оплодотворения и рождения нового — активно проявляется в природе: животные и насекомые образуют пары, птицы вьют гнезда и откладывают яйца. Сладкий аромат яркого цветения деревьев привлекает пчёл и помогает опылять (оплодотворять) цветки, для рождения плодов.
Перекрестное опыление
Даже если мы непосредственно не вовлечены в сад-огород, с началом весны и переходом в лето активность нарастает, расширяется вовне. Синхронизируемся с природным ритмом и получаем первые плоды своего труда: наслаждаемся, вкушаем, воодушевляемся. Познаем простую радость единения с Матерью Землей. Вместе с этим подводим итоги, размышляем об уходящем периоде и о приходящих с летом возможностях.
Также этот период связан со сбором трав для украшения дома, проведения обрядов.
Зеленые Святки
Земля максимально напитывается весенней силой, пробуждая после зимнего сна не только растения и животных, но и ушедшие души. В том числе — Русалок, которые (сюрприз!) в нашей традиции хвостами не обладают, но являются воплощением преждевременно утонувших девушек, во вполне привычном физическом обличье. К концу весны они выходят из воды и проводят время в зелени, на ивах да березах.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
И образ этот при первом знакомстве может показаться негативно-устарашающим, однако своим присутствием Русалки живили и зеленили окружающий мир: напитывали силой вод и молодой девичьей силой, до конца не отжившей свой век. Вечная молодость, отдающая свою силу полям и лугам. Понаблюдайте, явилась ли уже первая роса?
Константин Васильев — «Русалка»
Праздничный цикл Зеленые Святки (Русалии) был связан не только с поминовением усопших, но и с девичьими забавами: наряжались русалками, догоняли друг друга и пугали соседей (тут у меня возникает ассоциация с игрой в «салки»). Самые смелые оставляли угощения и дары у водоёмов, чтобы задобрить речных дев, порадовать возможностью принарядиться. На нашей иллюстрации Русалка получила дар в виде деревянного гребешка в форме лошадки.
Конь, кобылица
Прежде всего, конь — олицетворение мудрости, скорости, проводник в больших путешествиях (вспоминаем образы Конька-Горбунка, Сивки-Бурки) и предвестник судьбы («Песнь о Вещем Олеге»). Во многих традициях конь почитается как священное животное: атрибут богов и существо, связанное с культом плодородия.
«..часто в брачную ночь коней привязывали недалеко от спальни молодых, или располагали её вблизи стойла. Считалось, что такое соседство способствует зачатию ребенка.»
В древнерусской культуре ряженые конем участвовали в календарных обрядах:
«Коня изображали ряженные или специально подготовленные фигуры, которые носили на шестах. Вместо фигуры лошади могли использовать простой пук соломы с лошадиным черепом. Изображение коня и проведение самого обряда могли иметь местные особенности. Но ход проведения был примерно один. Ряженный конь участвовал в народных гуляниях и по окончании гуляний уничтожался. Смысл, видимо, состоял в защите местности путем приманивания на ряженного коня всякого зла и ритуального его уничтожения в конце гуляний. Образ коня выполнял традиционные береговые функции.»
Есть много упоминаний о ритуале «Вождение коня» (или кобылицы) в контексте Русальной недели. Но ёмкого описания обряда составить не получится: разброс традиций в разных сёлах и районах огромен. Скорее всего, ключевым моментом здесь выступали проводы весны.
Личное восприятие
С упомянутой символикой я познакомилась впервые в этом году. И пишу о ней робко, медлительно: постепенно встраиваю в свою картину мира. Кажется, что весь этот цикл постов нужно публиковать минимум через год, но удержаться не получается. Никогда не впечатляли заголовки «Клубничное Полнолуние« или «Полнолуние Волка« — они плоские для меня. Зато манит изучение более сложных (и даже путанных) древних традиций. Они, к слову, и по сей день прекрасно соответствуют ритмам природы и смене сезонов, в отличие от современного общепринятого календаря, с которым у меня всегда был внутренний диссонанс.
Радует, что этой весной я действительно обращаю внимание на природные метаморфозы, которые приводят меня в восторг и помогают чувствовать себя более живой. С ещё большим уважением и трепетом относиться к Земле и её дарам. Вспоминать, где находится по-настоящему большая сила и опора.